Глава 1 АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ, ИХ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ >

1.1. История становления арбитражных судов в Российской Федерации

Существует несколько форм защиты права в Российской Федерации. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита нарушенных гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующего с 1 января 1995 г.).
Существование системы арбитражных судов в России закреплено в ст. 127 Конституции Российской Федерации, в которой говорится: «Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики».
Система арбитражных судов Российской Федерации пришла на смену государственному и ведомственному арбитражу. Точкой отсчета процесса постепенной замены арбитражей судами является принятие Закона «Об арбитражном суде», введенного в действие в РФ с 1 октября 1991 г. [* См.: ВВС РСФСР. 1991. № 30. Ст. 1013-1014; № 34. Ст. 1965]
Понятие «государственный арбитраж», применявшееся в нашей правовой системе длительное время, не идентично принятому в иных системах права понятию «арбитраж». Под «арбитражем» в практике других государств понимается процесс разрешения споров судами, которым стороны по соглашению передают свои правовые споры и принимают обязательства добровольно подчиниться решению арбитров, т. е. третейскими судами.
Арбитражный суд в России осуществляет судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления. Арбитражные суды разрешают споры, если они вытекают из отношений организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность между собой, а также из отношений организаций и граждан с государственными или иными органами.
Словосочетание «арбитражные суды» содержит тавтологию, поскольку слово «арбитражный» означает судебный. При разработке нового арбитражного законодательства были различные предложения, касающиеся названия суда, в том числе в
некоторых проектах этот суд назывался хозяйственным судом. В конечном итоге сохранилось название «арбитражный суд».
Смысл наименования суда состоит в том, чтобы показать новые принципы функционирования системы рассмотрения и разрешения экономических споров, отличие
новой системы от арбитража, продемонстрировать переход от административных методов управления хозяйством к равноправию субъектов хозяйствования в условиях
рыночных отношений.
Если суды общей юрисдикции, как правило, разрешают гражданские дела с участием граждан, арбитражные суды ориентированы на разрешение споров, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, т. е. производства и распределения товаров.
Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности [* См.: Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. М., 1917. С.130132].
В первые годы после октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались
[* Декрет о суде № 2 // СУ РСФСР. 1917-1918. № 26. Ст. 347]. Возникающие же разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.
Однако с развитием хозяйственных отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. С этой целью в 1922 г. в Российской Федерации были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии [* АбоваТ.Е..Арбитражный
процесс в СССР. М.. 1985].
Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформлением хозяйственных связей на договорной основе. Постановлениями ВЦИК и СНК СССР, принятыми в марте 1931 г., все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по
поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность [* См.: СЗ СССР. 1931. № 10. Ст. 109; № 18. Ст. 166].
В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета [* Первое положение о государственном арбитраже было утверждено постановлением ВЦИК и СНК СССР 3 мая 1931 г. // СЗ СССР. 1931. № 26. Ст. 26. Оно действовало до 1960 года с изменениями и дополнениями, вносимыми в различные годы].
С момента образования арбитраж существовал в двух видах — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — подчинения одному ведомству (министерству, комитету и т. д.).
В течение шестидесятилетней истории существования государственного арбитража (с мая 1931-го по октябрь 1991 г.) государством неоднократно предпринимались попытки модернизации его устройства и деятельности, приспособления к изменяющимся экономическим условиям, повышения его роли в народном хозяйстве. На арбитраж возлагались все новые и новые задачи. В 1960 г. Совет Министров СССР отменил Положение о государственном арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР. В августе 1970 г. Совет Министров СССР принял постановление «О повышении роли органов государственного
арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве» [* Там же. 1970. № 15. Ст. 122], согласно которому арбитраж должен был содействовать повышению эффективности общественного производства, рационализации хозяйственных связей, укреплению хозяйственного расчета, усилению роли договора в хозяйственных отношениях.
До 1974 г. нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, т. е. система была несоподчиненной. 17 января 1974 г. Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган и было утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.
Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем после принятия Конституции СССР — 1377 г. Арбитраж был признан конституционным органом.
Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража впервые определялись Законом «О Государственном арбитраже в СССР», принятым Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г. На основе этого законодательства были приняты Положения о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами [* Там же. 1980. № 16, 17. Ст. 104].
В Российской Федерации государственный арбитраж руководствовался в своей деятельности Положением об органах государственного арбитража, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 г.
Система арбитражей была упразднена с 1 октября 1991 г. В п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» записано: «Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и организациях» [* См.: ВВС РСФСР. 1991. № 30. Ст. 1013-1014].
Органы государственного арбитража в отдельных областях России исполняли свои функции и сохраняли свои полномочия до избрания арбитражных судов в соответствии с Законом РСФСР «Об арбитражном суде», принятым 4 июля 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24 июня 1992 г. [* См.: ВВС РСФСР. 1991. № 30. Ст. 1017; № 34. Ст. 1965]
Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования, прежними способами и методами, которые применялись в условиях административно командной системы арбитражами, стало невозможным. Поэтому арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражно-процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере предпринимателям, приватизированным предприятиям, государственным предприятиям, другим организациям и учреждениям.
Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, первой части нового Гражданского кодекса РФ, вступившего в действие с 1 января 1995 г., другого законодательства, а также внутренние потребности дальнейшего совершенствования арбитражной судебной системы и ее функционирования вызвали потребность принятия нового Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» [* ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 05.05.95 г. // Российская газета. 1995. 16 мая] и нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [* ФЗ «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 05.05.95 г. // Российская газета. 1995. 16 мая], которые в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.