Глава 2 ПОНЯТИЕ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА. АРБИТРАЖНОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО: отрасль права, наука, учебная дисциплина >

2.6. Арбитражный процесс как наука и учебная дисциплина

Арбитражный процесс как наука есть совокупность правовых знаний, на копленных и постоянно углубляемых в результате специальных исследований и обобщения арбитражной практики.
Научные знания отражаются в правовых доктринах, концепциях, комментариях, рекомендациях законодателю и арбитражным судам. В материализованной форме они находят закрепление в формулировках правовых норм, конструкциях законодательных актов, в научных трудах. Верность выводов и предложений представителей науки подтверждается или отвергается правоприменительной практикой, временем. Иногда к правовым идеям, отвергнутым первоначально при разработке и принятии законов, возвращаются вновь в связи с проявляющейся со временем верностью той или иной правовой идеи. Так, идеи, что органы арбитража должны быть тождественны судам, т. е. осуществлять правосудие, высказывались учеными еще в 50-е годы [* См.: Можейко В.Н. О правовой природе советского государственного арбитража // Советское государство и право. 1947. № 6; Липецкер М.С. Арбитраж в системе органов государственного управления // Труды Военно-юридической академии. Вып. VIII. РИО ВЮА. М., 1948. С. 65-76].
Наука арбитражного процесса относительно молода. Наиболее важные научные исследования и работы по арбитражному процессуальному праву выполнены в 70-е-80-е годы. Объектом научных исследований и внимания ученых являлись фундаментальные проблемы арбитражного процесса: сущность и правовая природа арбитража [* См.: Логинов П.В. Сущность государственного арбитража. М., 1968, Тараненко В.Ф. К вопросу о правовой природе государственного арбитража // Труды ВЮЗИ. М., 1979. С. 75], принципы арбитражного процесса [* См.: Тараненко В.Ф.
Принципы арбитражного процесса. М., 1978; 1988. 4 См.: Побирченко И.Г. Хозяйственная юрисдикция. Киев, 1973; Его же. Хозяйственные споры и формы их разрешения. Харьков. 1971; Зайцев И.М. Сущность хозяйственных споров. Саратов, 1974], сущность хозяйственных споров [* См: Побирченко И.Г. Хозяйственная юрисдикция. Киев, 1973; Его же. Хозяйственные споры и формы их разрешения.
Харьков, 1971; Зайцев И.М. Сущность хозяйственных споров. Саратов, 1974], понятие арбитражного процесса [* См.: Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР.
М., 1985], арбитражное рассмотрение преддоговорных споров [* См.: Зайцев И.М. Арбитражное рассмотрение преддоговорных споров. Саратов, 1973] и комплексные проблемы арбитражного процесса [* См.: Арбитражный процесс в СССР / Под ред. А.А. Добровольского. М..1983].
Арбитражный процесс как учебная дисциплина изучает прежде всего действующее арбитражное процессуальное право, его нормы и институты. Объектом изучения являются также концепции, правовые взгляды, исторические факты по проблемам арбитражного процесса, накопленные правовой наукой.
Если при описании арбитражного процессуального права как отрасли применяются такие понятия, как «нормы», «система норм», «институты», «принципы», то при описании арбитражного процесса как учебной дисциплины используются понятия «учебный план», «учебная программа», «методика преподавания», «формы работы».
Существуют предметные и личные носители информации по арбитражному процессу. Предметные носители — действующие источники арбитражного процессуального права, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, комментарии законов, учебники и учебные пособия, научные работы.
Личные носители информации — преподаватели, ученые, практики, занимающиеся арбитражным процессом.
Основное отношение в арбитражном процессе как учебной дисциплине — это отношение преподаватель — студент. В указанном отношении у одной стороны (преподавателя) стоит задача передачи информации в полной, интересной, доступной и запоминающейся форме, у студента (слушателя) — понимание, переработка информации и ее усвоение.
По арбитражному процессуальному праву преподавателями используются различные методы передачи информации: лекции, семинары, дискуссии, научные конференции, программированное обучение с помощью ЭВМ.
Со стороны студентов (слушателей) задачам усвоения знаний кроме лекции служит самостоятельная работа с учебником, нормативным материалом, опубликованной арбитражной практикой, процессуальными документами.
Контрольные вопросы для практических (семинарских) занятий:
1. Каковы основные черты арбитражной процессуальной формы?
2. Перечислите стадии арбитражного процесса и расскажите о них.
3. Расскажите об источниках арбитражного процессуального права.
4. Какую роль играет Регламент арбитражного суда и разъяснения Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации?
5. Расскажите об основных научных течениях и взглядах относительно сущности
арбитражного процесса.