Глава 3 ПРИНЦИПЫ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА >

3.3. Принципы организации системы арбитражных судов (организационно-функциональные принципы)

Принцип назначаемости судей арбитражных судов на должность. Изначальным организационным принципом арбитражного процесса являлся принцип выборности судей арбитражных судов. Закон Российской Федерации «Об арбитражном суде», принятый 4 июля 1991 г. (ст. 13), предусматривал образование арбитражных судов на началах выборности. Данное положение было закреплено также в ст. 6 Закона «О статусе судей в Российской Федерации».
В настоящее время арбитражные суды формируются иначе и судьи арбитражных судов не избираются, а назначаются на должность.
Существуют два пути назначения судей арбитражных судов на должность: одни судьи назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, другие — Президентом Российской Федерации.
Независимо от того, в каком порядке происходит назначение на должность арбитражного судьи, ни одно лицо не может быть представлено к назначению без соглашения соответствующей квалификационной коллегии судей.
Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента РФ назначается на должность Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
По представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации назначает на должность также заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и других судей Высшего Арбитражного Суда РФ (п. 1 ст. 8 Федерального конституционного закона российской Федерации «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).
Председатели, заместители председателей и судьи арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с учетом мнения законодательных (представительных) органов соответствующих субъектов Российской Федерации.
Полномочия судей арбитражных судов не ограничены каким-либо сроком (ст. 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»).
Прекращение полномочий судьи допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей (ст. 8 Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).
Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении дел. Дела в первой инстанции рассматриваются судьями арбитражного суда единолично. При этом они действуют от имени суда.
По решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено в суде первой инстанции коллегиально. При коллегиальном рассмотрении и разрешении дела в состав
суда должно входить трое или другое нечетное количество судей.
Обязательный коллегиальный состав суда предусмотрен при рассмотрении в суде первой инстанции дел о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, а также дел о несостоятельности (банкротстве). Все дела апелляционной, кассационной и надзорной инстанции рассматриваются только коллегиальным составом суда (ст. 14 АПК РФ).
Вопросы, возникающие при рассмотрении дел арбитражным судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании голосует последним. Судья, не согласный с решением большинства, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу, но не объявляется. Лиц, участвующих в деле, с особым мнением не знакомят. Оно может учитываться судом при пересмотре решения в случае его обжалования.
Высший арбитражный суд проводит в течение трех лет эксперимент по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей (ст. 8 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 5 мая 1995 года).
Принцип независимости судей арбитражного суда. Принцип независимости судей арбитражных судов отнесен к числу основных принципов деятельности арбитражных судов в Российской Федерации (ст. 6 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации).
Этот принцип означает, что при осуществлении правосудия судьи арбитражного суда независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимы и влекут за собой ответственность, установленную административным и уголовным законодательством.
Суждения о фактических обстоятельствах дела, достоверности доказательств, о правах и обязанностях сторон должны быть убеждениями самих судей арбитражного суда, а не суждениями, навязанными им другими лицами извне.
Судья арбитражного суда при разрешении экономических и иных споров обязан применять закон и не вправе подчинять свое решение усмотрению глав местной администрации, органов власти, должностных лиц.
Существовавшее ранее (до 1974 года) право органов государственного управления пересматривать решения соответствующих арбитражей в настоящее время, естественно, не действует.
Независимость судей обеспечивается политическими, экономическими, правовыми гарантиями (ст. 10-11 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»). Деление гарантий на три вида условно, т. к. все гарантии закреплены в различных нормах права.
К политическим гарантиям независимости судей арбитражного суда относятся те положения, которые запрещают судьям быть представителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, представлять интересы должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Решения арбитражного суда должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности судей.
К экономическим гарантиям независимости судей арбитражного суда относятся те положения законодательства, которые представляют судьям за счет государства материальное и социальное обеспечение, соответствующее высокому статусу судей, бесплатное предоставление жилой площади и другие социальные льготы. Высший Арбитражный Суд Российской федерации осуществляет меры по созданию условий, необходимых для деятельности арбитражных судов (п. 3 ст. 9 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»).
К юридическим гарантиям независимости судей арбитражных судов относятся:
установленный законом порядок отправления правосудия, несменяемость,
установленный порядок отбора и наделение судей арбитражных судов полномочиями, право судьи на отставку, запрет вышестоящему арбитражному суду давать в своих определениях при отмене решения нижестоящего арбитражного суда указания о достоверности или недостоверности доказательств, о том, какую норму материального права следует применять при новом рассмотрении дела (ч. 2 ст. 178 АПК РФ).
Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.
Судья арбитражного суда не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом.
Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты рассмотрения и разрешения конкретного спора до принятия арбитражным судом решения.
Независимость судей гарантируется неприкосновенностью личности судьи (ст. 16 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»). Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащее ему имущество и документы.
Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья арбитражного суда не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении. В законе регламентирован служебный порядок привлечения судей к уголовной ответственности (пп. 3-7 ст. 16 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»).
Принцип равенства организаций и граждан перед законом и судом. Этот принцип имеет
свои истоки в области конституционного и гражданского права. Равенство участников гражданского оборота перед законом и судом есть прежде всего элемент правового статуса организаций и граждан в обществе. Этот принцип по своей правовой природе происходит из провозглашаемых в гражданском праве основных начал гражданского законодательства.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости
беспрепятственного осуществления гражданских прав, восстановления нарушенных прав,
их судебной защиты (с 1 ГК РФ).
Равенство организаций перед законом и арбитражным судом в процессе отправления правосудия не зависит от географических, административных факторов и отношений собственности.
Правосудие в арбитражном суде осуществляется на началах равенства перед законом и судом организаций независимо от места нахождения, подчиненности и формы собственности.
Равенство граждан перед законом и арбитражным судом как принцип провозглашается потому, что действующий закон допускает участие граждан в арбитражном процессе, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя.
Равенство граждан перед законом и арбитражным судом не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Принцип гласности. В арбитражном процессе рассмотрение и разрешение дел происходит в открытом заседании суда (п. 1 ст. 9 АПК РФ).
Открытое разбирательство оказывает сильное воздействие на судей, участвующих в деле лиц, их представителей и влияет положительно на соблюдение ими норм арбитражного процессуального права. Этот принцип является одной из предпосылок вынесения обоснованных и законных судебных постановлений.
Принцип гласности судебного разбирательства тесно взаимосвязан с принципом устности, национального языка судопроизводства.
Закон (ст. 9 АПК РФ) допускает исключение из принципа гласности в интересах сохранения различного рода тайны. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны и в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
В интересах соблюдения законности в случае проведения закрытого заседания суда установлено, что разбирательство дел в закрытом заседании ведется с соблюдением правил судопроизводства в арбитражном суде (п. 2 ст. 9 АПК РФ).

Государственный язык судопроизводства в арбитражном суде. До преобразования государственного и ведомственного арбитража в систему арбитражных судов (до 1 октября 1991 г.) принцип национального языка в арбитражном процессе не упоминался. Граждане как стороны не участвовали в арбитражном процессе. Арбитражный процесс был предназначен в качестве формы разрешения хозяйственных споров между юридическими лицами. Планирование, заключение договоров, документооборот между предприятиями и организациями проводились на русском языке. Производство в арбитраже велось на русском языке, как само собой разумеющееся явление.
Принцип государственности языка судопроизводства в арбитражном суде является логическим продолжением изменения подведомственности споров и отнесения к ведению арбитражных судов споров с участием граждан-предпринимателей. Данное обстоятельство потребовало закрепления в законе принципа языка судопроизводства
(ст. 8 АПК РФ). Этот принцип введен в арбитражный процесс впервые в 1992 году (ст. 9 АПК РФ, принятого 5 марта 1992 года). Судопроизводство в арбитражном суде ведется на государственном языке Российской Федерации, т. е. на русском языке.
Однако участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и право выступать в арбитражном суде на родном языке.
Судебные документы вручаются лицам, участвующим в деле, на русском языке, а по их ходатайству — в переводе на язык, который они использовали в судебных действиях.